Так проходило лето в Каламая в 1960-е годы

Автор: Илли Эро, бывший житель Каламая

Перевод: Наталья Лунькова

Долгожданная свобода

И дети, и взрослые были очень рады приходу лета. Летом на многих предприятиях у взрослых был целый месяц коллективного отпуска. В основном, это было в июле. А вот для школьников лето начиналось после получения табеля об успешном переводе в следующий класс. Только после этого наступало целых три месяца летних каникул. Это было чудесное, приятное чувство, когда нам больше не надо было идти утром в школу. Можно было долго спать и заниматься тем, что нравится. В теплую погоду большую часть времени дети проводили на улице. После завтрака мы выходили во двор и разводили бурную деятельность. Периодически мамы из окон звали детей обедать. Быстро насытившись, мы снова спешили во двор. А вечером нас зазывали домой. У нас было так много дел во дворе, что о возвращении домой никто и не вспоминал.
Радости своего двора

В то время у каждого дома был свой двор. В нашем дворе было четыре дома и большой сад. Сегодня этот сад превратился в парк рядом с баней «Калма». А детей у нас во дворе было много.

Группа детей во дворе улицы Вана-Каламая, примерно 1969 год. Фото: Частная коллекция

Начиная с совсем юного возраста, дети во дворе гуляли самостоятельно, но им не разрешалось выходить за ворота. А мы слушались. Старшие дети присматривали за младшими. Я не помню, чтобы нам когда-нибудь на улице было скучно. У нас было очень много игр, в которые мы играли. Были игры как для девочек, так и для мальчиков, но в большинстве случаев мы все же играли вместе. Иногда мальчики играли в девчачьи игры и наоборот. Девочки играли в классики, дочки-матери, прыгали со скакалкой. Мальчики играли в ножички и в войнушку. Вместе мы играли в прятки, шпионов и игры с мячом, а также организовывали всевозможные спортивные соревнования (гонки, прыжки в длину, метание мяча или камня и т.д.). Конечно, мы все умели хорошо лазать и с большим удовольствием взбирались на деревья, доски и крыши сараев. Иногда во дворе мы также играли в настольные игры (шашки, карты) или просто веселые командные игры (испорченный телефон, морская фигура и т. д.).

Илли с подружкой играют во дворе в шашки. Примерно 1968 год. Фото: Частная коллекция

Даже дождь не мог загнать нас домой. Когда шел дождь мы сидели во дворе на скамейке под широким карнизом старого дома или у окна в подъезде нашего дома, где также была скамейка. Как-то, к нашей большой радости, привезли старый торговый киоск и оставили его за домом. Во время дождя мы удобно устраивались и рассказывали анекдоты.

Старый киоск за домом Илли. Слева подъезд дома. Это было наше место для игр во время дождя, а также и в другое время. Фото: Частная коллекция

Тихий июль

К середине лета детей во дворе становилось все меньше и меньше. Кто-то уезжал в пионерский или спортивный лагерь, кто-то на дачу, а кто-то на хутор к бабушке с дедушкой. Самым тихим месяцем был июль, потому что родители также любили куда-нибудь уехать в отпуск. Чаще всего уезжали к дедушкам с бабушками или родственникам, куда брали и детей. Но если оставались в городе, то ходили на пляж. Ездили в Пирита или Клоогаранд. В хорошую погоду электричка в Клоогаранд была битком набита людьми. Добраться до Пирита можно было на автобусе, но гораздо приятнее было отправиться из Старого порта на кораблике. На кораблике можно было добраться и до острова Аэгна, а однажды я даже побывала в Меривялья. До сих пор на берегу еще живы и причал, и старое разваливающееся здание кассы. Одно время, когда я была подростком, корабль курсировал по маршруту Старая гавань-Пирита-Меривялья-Аэгна-Меривалья-Пирита-Старая гавань. В то время пляж на Штромке использовали под склад, и его посещали только местные жители района Копли.

Мы тоже бродили по берегу в конце улицы Вана-Каламая. Там был огороженный забором рыбацкий порт, но в заборе все же можно было найти лазейки. Мы бывали и на побережье в районе теперешнего Горхолла. Во времена моего детства и юности здесь была старая, заброшенная мусорная горка, поросшая травой. Здесь любили проводить время местные пьяницы. В основном, они прятались за кучами, а мы любили «делать блинчики» (бросали плоские камушки в воду, чтобы те там скакали).

Веселье в Летнем саду

Летом был открыт и Летний сад. Он располагался на холме, где раньше были старые убежища (Раннамяги). Эта территория была огорожена, а ворота находились на пересечении Раннамяэского шоссе и улицы Сууртюки. В Летнем саду в основном собиралась русская молодежь, но детей это не смущало. Развлечений тут хватало и детям, и взрослым. Для детей здесь были всевозможные карусели, а для взрослых – большие качели и летающие над головой самолеты с пропеллером. Различные выступления приезжих артистов проходили в старинном деревянном здании театра, который назывался Летним театром. Помню цирковое представление и шоу фокусника Кио. Также этот дом летом использовался как кинотеатр. Танцевальные вечера с живой музыкой для молодежи проходили по выходным на открытой танцевальной площадке. Я никогда не была там на танцах, но помню, что в конце недели в Летнем саду было много матросов, у которых выдался свободный вечерок. Они приходили потанцевать и познакомиться с девушками. Еще в поздние ночные часы на улицах можно было встретить прогуливающихся молодых девушек и матросов. Кто-то пел. Кавалеры провожали невест с вечеринки домой.

Еще одно восхитительное место, которое мне запомнилось, был Лунапарк – чешский парк аттракционов, который приезжал в Эстонию несколько лет подряд и размещался на Певческом поле. Разная иностранная мелочь, которую, при случае, можно было выиграть во время разных игр или лотереи, в то время казалась очень интересной и заманчивой.

Иванов день

Разводить костер летом в садах и во дворах запрещалось. Но вместо этого в излучине реки Пирита и в некоторых других частях города (например, в Нымме в парке Хийу) организовали в Иванов день шикарные костры. Заранее готовилась программа праздника, который заканчивался вечером танцами у горящего костра. Дети ходили туда вместе с родителями или самостоятельно, когда подрастут. Помню, как мы подростками ходили с друзьями на костер к реке Пирита. К сожалению, я уже не помню, что происходило на этом празднике.

Однако отчетливо вспоминается другое событие, которое произошло 29 июня 1973 года вскоре после Иванова дня. Мне тогда было 16 лет. К тому моменту все мои подруги уже разъехались по дачам (я с ними активно переписывалась), поэтому в одиночестве отправилась на пляж Пирита загорать и купаться. Тогда были в моде маленькие транзисторные радиоприемники, которые было приятно везде брать с собой. У меня с собой был приемник, откуда звучала популярная летняя программа под названием «Пляжное радио». Оттуда я узнала, что вечером на Певческом поле состоится концерт звезд эстрады «Пляжное радио в летнюю ночь». Я решила сходить послушать. Тогда сцена была совсем другая: «малый подиум» был построен перед аркой, а зрители сидели под аркой. На концерте должен был выступить и Яак Йоала, но в какой-то момент было объявлено, что Яак опаздывает, потому что у него свадьба. Это была настоящая сенсация и шок. Яак был самым привлекательным парнем того времени и мужчиной мечты многих девушек. (Сразу скажу, что он мне тоже нравился, но он точно не был героем моего романа). Наконец, Яак приехал на свадебной машине. Он исполнил пару песен, а затем случилось то, что я запомнила на всю жизнь. Яак спустился со сцены, а вернулся уже с невестой, обнял ее и спел «Летние ночи» Арне Оиди. Это было трогательно и красиво.

Август

В августе двор постепенно снова заполнялся детьми. Было так приятно снова встретиться со всеми и обменяться впечатлениями о своих летних приключениях. Игры снова начинали набирать обороты. У взрослых были свои заботы. Многие главы семейства делали в квартирах косметический ремонт (кто раньше, а кто позже), а хозяйки стирали белье и чистили ковры. В августе также начиналась заготовка запасов на зиму: консервировали компоты, огурцы и варенья. В теплую погоду закупали топливо и размещали его в сараях, где оно ожидало наступления холодов.

Во второй половине августа нужно было идти в школу, чтобы узнать, когда будут продавать учебники и вовремя быть на месте. Самым быстрым доставались новые, только что напечатанные учебники. Когда они заканчивались, тогда раздавали старые, бывшие в употреблении учебники. Девочки всегда хотели новые книги, мальчикам, как правило, было все равно. Наступало время покупать и другие необходимые для школы вещи. Так что во второй половине августа уже усердно готовились к школе. Примерно в это же время открывалась и ежегодная школьная ярмарка. Помню, что тогда это было в спортзале нынешней Гимназии Густава Адольфа, позже в помещениях сцены Певческого поля. Там можно было купить все необходимое. Летом многие дети подрастали, а их юбки и штаны становились слишком короткими. На ярмарке продавалась как школьная форма, так и обувь. И, конечно же, все необходимое для школы.

У школьников появлялось ощущение, что с началом учебного года заканчивалось и лето. Что с того, что погода была еще теплая. В то же время было так приятно встретить одноклассников, которые теперь казались чуточку другими. Было много чего рассказать о том, что произошло летом. У всех нас остались разные воспоминания о лете, которые запомнились на всю жизнь.