Автор: Юлия Воинова (руководитель проектов), Ристо Паю (хранитель), Аннели Миил (консерватор)
24 марта 1989 г. в местной газете “Sirp ja Vasar” появилась статья искусствоведа Мирьям Пейл с загадочным названием “Habent sua fata…“
Латинское выражение Habent sua fata перводится как “у них своя судьба”. Сентенция впервые была использована в стихотворении античного грамматика и относилась к книгам, но необычные биографии бывают и у музейных экспонатов.
Так чья же судьба привлекла внимание искусствоведа?
Речь шла о картине Максимилиана Максолли “Провозглашение независимости в Таллине 24 февраля 1918 г.”, написанной в 1926-28 гг.
Стоят: Юри Вильмс, Константин Пятс и Константин Коник
Таинственная картина, вновь увидевшая свет в марте 1989 г., почти полвека скрывалась в хранилище Городского музея, упакованная в бумагу, без инвентарного номера и без музейного учета. В книге поступлений указано лишь то, что картина была передана в 1941 г. неизвестной личностью с припиской “Таллиннское произведение искусства”. Таинственность и неопределенность, по-видимому, сохранили этому произведению жизнь.
Хранительница художественной коллекции того времени сообщила, что даже она не знала, что скрывается за упаковочной бумагой. Во время инвентаризации картина проходила нераспакованной. Очевидно, это осталось тайной главного хранителя, который решил, что чем меньше знаешь, тем проще жить.
Не менее загадочной остается личность самого художника, остзейского немца Максимилиана Людвиговича Максолли. Живописец родился в Таллинне в 1884 г. в семье венгра и эстонки. Учился в Петровском реальном училище, а затем уехал в Санкт-Петербург обучаться искусству в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, которое окончил в 1909 г. До 1923 г. жил в России и Германии, где зарекомендовал себя как портретист и реставратор. В 1924 г. бежал из СССР в Польшу, а оттуда перебрался на родину в Эстонию. Во II пол. 20-х занялся батальной живописью, выполняя объемный заказ для Капитала культуры на изображение национальных героев – от мифологических персонажей до Эстонской освободительной войны. Художник получил признание местной публики, регулярно выставлялся, а его произведения украшали многие военные и государственные учреждения, в том числе Музей Освободительной войны (ныне Военный музей). Его работы в качестве иллюстраций тиражировались в книгах, газетах и на почтовых открытках. Значительная часть его произведений была уничтожена Советским режимом, поэтому “Провозглашение независимости” можно считать чудесной находкой и уникальным документом того времени.
В 2001-2018 гг. картина попала в экспозицию Городского музея, а после снятия экспозиции – на стол реставраторов.
Деформированный холст до консервации. Натяжение картины на подрамник.
По словам консерватора музея Аннели Миил, подрамник картины был деформирован, также отсутствовала часть колышек. Грубый и жесткий холст прогибался, особенно в углах. В процессе консервации полотно было снято с подрамника, задняя часть и подрамник очищены от пыли. Деформированные участки холста выпремлялись прессом и с помощью профилактических заклеек. Затем была очищена живописная поверхность, покрыта более тонким слоем лака, отверстия от гвоздей заполнены, а холст натянут на приведенный в порядок подрамник. Для картины была подобрана новая, более подходящая рама.
Установка картины на стену в зале Эстонского банка
С конца 2019 г. приведенная в порядок картина заняла почетное место в зале Эстонского банка, где и была провозглашена независимость.
Фото: Мерике Нейдорп