Антс Лайкмаа. Цыгане и абиссинец

Автор: Лииз Пяхлапуу, искусствовед

Перевод: Эвелина Ведом, искусствовед

Начало работы школы-ателье Лайкмаа на улице Пикк во многих смыслах яркое и интересное время, которому не суждено было повториться.

Если осенью 1904 года, после переезда школы-ателье в более просторные помещения на улице Нийне 4, почти все ученики Лайкмаа были эстонцы, то на момент основания школы общество было весьма разнообразным. Здесь были представители разных национальностей и слоев населения, пути всех этих людей навряд ли смогли бы пересечься в обычной жизни. Немецкие дворяне, обучавшиеся за границей, барышни из прибалтийских немцев, русские, эстонцы – чиновники и учителя, а также молодежь из самых бедных семей рабочих.
Сюда можно, вне всякого сомнения, отнести и группу таллиннских цыган.

Антс Лайкмаа в окружении цыган во внутреннем дворе дома на улице Пикк.
В центре – модель его картины “Цыганский гетман”, 1903 г.
(Национальный архив Эстонии
)

На сохранившихся фотографиях, сделанных во внутреннем дворе дома на улице Пикк, Лайкмаа окружен компанией цыган, которые, очевидно, были там желанными гостями.

Лайкмаа с цыганами на ул. Пикк, 1903 г.
(Художественный музей Эстонии)

Судя по творчеству Лайкмаа того времени, целый ряд этих людей позировал в его ателье в качестве моделей. Именно с началом работы таллиннского ателье, в портретном творчестве Лайкмаа впервые появляются т.н. «экзотические типы», к которым он испытывал интерес всю жизнь.

Вместе с работами, на которых запечатлены темнокожие люди с южным темпераментом, эти произведения представляют собой интереснейшую страницу в творчестве Лайкмаа.

Среди работ художника той поры есть целая галерея портретов цыганок: «Цыганка Реэси» (частная коллекция), «Цыганка Нюся», «Цыганский мальчик» (все работы 1905 г.). Местонахождение нескольких работ с изображениями цыган неизвестно, как в случае с работой «Цыганские девушки» (1903), о которой дает представление фотография, сделанная в помещениях ателье на улице Нийне .

“Цыганский гетман”, 1903 г.,
пастель,
(Художественный музей Эстонии
)

Среди этих работ настоящей удачей можно считать крупноформатный портрет цыганского гетмана, знакомого по фотографиям компании цыган.


На светлом фоне вырисовывается сильная и гордая мужская фигура в темном кафтане, с угольно-черными волосами и проникновенным взглядом; четким и точно переданным чертам лица противопоставляются яркие детали одежды, переданные с беззаботной, даже схематичной, небрежностью.

Картина пронизана самоуверенностью изображенного мужчины и смелостью, олицетворявшей цыганскую жизнь одним днем, выраженной в свободной схематичности изображения.

Помимо цыган, в ателье Лайкмаа появился случайно попавший в Таллинн чернокожий странник Самуэль Петерс. Его Лайкмаа изобразил в своей работе под названием «Абиссинец» (1903), а кроме того − и его ученики: сохранилась, например, работа Ууритса, написанная с той же модели.

На примере изображенной Лайкмаа чернокожей модели можно понять, что гибкость выбранной художником техники пастели стала для него тем инструментом, с помощью которого он смог создать в начале ХХ века портреты африканцев, выполненные с необыкновенным мастерством (10).

Объявление в Teataja nr. 282, 19 декабря 1903

Свежие произведения Лайкмаа можно было увидеть и на выставке работ учеников школы-ателье, которая прошла по окончании первого учебного года. На выставке, проходившей в помещениях Провинциального музея, было представлено более 200 работ, и они были замечательно приняты зрителями.

Статья, опубликованная в газете «Teataja», рассказывает о том, что на выставке была также представлена большая часть созданных в 1903 году работ Лайкмаа: «Автопортрет», «Девица из Ляэнемаа», композиция «Рассвет и Сумерки», утраченная на сегодняшний день; созданный для Общества театра «Эстония» портрет Фр. Р. Крейцвальда «Вижу издалека растущие дома», «Абиссинец», «Цыганские девушки» и утраченное произведение «Портрет Сонни Брумберг» (11).

Более всего автора статьи, Михкеля Мартна, впечатлили портреты цыган: «Эти горящие глаза и взгляды, полные огня, и лица, полные жизни, − их надо увидеть!» (12). Что касается новоиспеченных учеников, то во многих статьях признавалось умение Лайкмаа развить и сохранить в учениках их индивидуальность (13).

Как было обозначено в объявлении о первой выставке , все доходы были направлены на поддержку учеников, находившихся в затруднительном финансовом положении, а также на планирование зарубежных поездок учеников ателье.

Лайкмаа с учениками в Хельсинки. Перед входом в музей Атенеум,
декабрь 1906 г.
(Художественный музей Эстонии)

За время работы школы состоялись поездки как в Хельсинки, так и в Петербург, и в Москву. Эти совместные с учениками поездки Лайкмаа назвал «привнесением искусства домой» (14), возможностью увидеть в заграничных музеях и галереях мировое искусство.

В дальнейшем выставки работ учеников Лайкмаа станут традиционными, следующая пройдет на рубеже 1904 – 1905 годов, в только что арендованных помещениях ателье на улице Нийне. Потребность в гораздо более просторных помещениях встала на повестку дня сразу после проведения первой выставки, поскольку, благодаря вниманию прессы, популярность школы возросла, как и количество учеников.

Квартира на улице Нийне была расположена прямо напротив Береговых ворот, и из окон открывались прекрасные виды на таллиннскую бухту, на Старый город и на Тоомпеа.

Александр Лайпман.
Таллинн, декабрь 1903 г.

В квартире на втором этаже в здании на улице Нийне, где помимо трех помещений школы-ателье располагались и меньшие по размеру комнаты, у Лайкмаа проживали его племянники Александер и Альма, которые ходили в школу в Таллинне, иногда – сводная сестра Анни, а кроме того − ученики Яан Ванакамар, Александер Юргенсон и Рудольф Лепик, а также знакомый еще по Хаапсалу поэт Яан Креэк (15).

На стене нового здания школы-ателье Лайкмаа закрепил для учеников слоган: «Искусство – это не живопись, и живопись – это не искусство. Искусство – это прочтение природы и жизни, а живопись − это оптическое средство воплощения» .

Ученики Лайкмаа в ателье на ул. Нийне.
(Художественный музей Эстонии
)
А. Лайкмаа со своими учениками, ул. Нийне, 1905 г.
(Художественный музей Эстонии)

На следующей выставке работ своих учеников Лайкмаа представил, среди прочих свежих картин, и портрет Марие Ундер, известный под названием «Мутти» (1904), написанный в стенах ателье на улице Нийне.

А. Лайкмаа “Мутти”, пастель, 1904 г.
(Литературный ц
ентр Ундер и Тугласа)

Продолжение следует…


 Источники:
(10) Б. Пушо. Восхищение и признание. Антс Лайкмаа в Северной Африке. Антс Лайкмаа. Вигала и Капри. Художественный музей Эстонии, 2015. 37-53, стр. 43. См. также Лайкмаа «Мальчик-негр. Голова мальчика-негра». 1910 – 1912. Пастель. Художественный музей Эстонии. https://www.muis.ee/museaalview/1335749
(11)  Произведение было уничтожено накануне Рождества в 1907 году пожаром, произошедшим в квартире на улице Аллика, принадлежавшей семье Марие Ундер. Перед эмиграцией в Финляндию Лайкмаа переехал на чердак квартиры на улице Аллика, захватив  наскоро разложенные по ящикам книги, мебель и рояль. См. подробнее об уничтоженных и утраченных произведениях Лайкмаа: Л. Пяхлапуу. Форс-мажор. Истории исчезновения и утрат в эстонском искусстве. Художественный музей Эстонии, 2016.
(12) Teataja, 1903, № 283
(13) Там же, см. также «Uudised», 1903, № 8
(14) А. Лайкмаа. Воспоминания…, стр. 56
(15) E. Nirk. Kaanekukk. Tallinn, Kunst, 1977, стр. 99