История одного дома

Автор: Эдуард Кольхоф, таллиннский гид.

Дом Ноттбека, улица Пикк, 29а

При упоминании о Таллинне часто возникает такая картина: церкви, башни, щипцы домов и флюгеры – это та готическая вертикаль, которой так славится город, и полюбоваться которой в Таллинн приезжают многочисленные туристы. Благодаря своей уникальности город был занесён в список культурного наследия ЮНЕСКО как хорошо сохранившийся средневековый ганзейский город.

Однако следует отметить, что Старый город Таллинна нельзя назвать чисто готическим. В течение веков город менялся, перестраивался, а время привносило в его облик новые архитектурные стили, формы и элементы.

Улица Пикк, дом № 29а. 1980-1990 гг. (Эстонский музей Архитектуры)

Дом Ноттбека, о котором пойдёт речь, не является классическим средневековым зданием, однако это ни в коей мере не умаляет его ценности, так как он является одним из звеньев архитектурно-исторического калейдоскопа Старого города.

Дом находится в квартале номер VI, в так называемом «Гильдейском городе» или квартале Святого Олафа, поскольку эта часть города относилась к приходу Святого Олафа (Oleviste). Также имеет своё значение и улица, на которой он расположен – главная ось города улица Пикк.

В. СадовниковДом Черноголовых”, акварель, 19 в. (Эстонский исторический музей)

Улица Пикк (нем. Lange str./улица Длинная) – одна из старейших и важнейших дорог города, которая уже с XII века соединяла городище на скале Тоомпеа, а позже – Вышгород или Верхний город (Domberg), Ратушную площадь (Рынок) с русским и скандинавским торговыми дворами и гаванью. Статус улицы Пикк повысило то, что к XIV веку на ней появляются важные городские организации, такие как Большая гильдия, ремесленные гильдии святого Кнута и святого Олафа, а также Братство Черноголовых. Кстати, все эти здания находятся бок о бок с домом Ноттбека, буквально в шаговой доступности. Место и стоимость земли на улице Пикк свидетельствовали также и о высоком общественном положении владельцев данной недвижимости, поскольку в течение веков владельцами участка были купцы Большой гильдии, ратманы, юристы. Улица Пикк – одна из интереснейших в Таллинне, и сегодня она являет собой собрание наглядных образцов истории архитектурных стилей города.

Первое упоминание о доме Ноттбека относится к XV веку. Хотелось бы отметить, что ганзейский период Таллинна (Ревеля), который приходится с конца XII века по конец XVI века, можно назвать золотым временем. А век XV – временем наивысшего экономического, культурного и архитектурного расцвета города. В этот период сформировался и его уникальный архитектурный акцент – таллиннская готика.

Как выглядел дом обычного ревельца эпохи Средневековья? При возведении стен зданий, если это было возможно, предпочитали использовать камень. Крышу старались покрывать черепицей. Плотная застройка предполагала вытянутую форму дома: основная его часть – главный фасад – выходил на улицу Пикк, а хозяйственные постройки – на улицу Лай. Особенность многих домовладений Старого города – это узкие вытянутые дворы, которые часто соединяют две параллельные улицы, очень напоминающие переулки.

Й. Хау “Улица Виру в Таллинне”, акварель 1831 г. (Эстонский Национальный Музей)

В городском доме был подвал или погреб, в который человек мог спуститься, только находясь внутри здания. В подвале находился гипокауст – система отопления (калорифер) для обогрева задней комнаты, которая называлась Дорнзе (Dornse). В передней комнате – Диле (Diele) – располагался кухонный угол с кожуховой трубой. Диле-Дорнзе (Diele-Dornse) – это типичная планировка ганзейского купеческого дома, в котором верхние этажи служили складскими помещениями.

Первым известным нам владельцем дома в начале XV века (1402–1431) был ратман Арент Саффенберг, которому принадлежала также и соседняя недвижимость. После смерти ратмана в 1440 году недвижимость отошла к его зятю Гансу Ханеболлу. В тот же период упоминаются такие постройки, как «жилой дом по улице Пикк», «каменный амбар» по улице Лай и рядом стоящий «новый каменный амбар», построенный уже новым владельцем Гансом Ханеболлом.

Следующее упоминание о здании относится к 1478 и 1486 годам, в котором оно было обозначено как жилой дом. В это время владельцем дома был Ганс Алунсе (или Алунце). Примечательно, что он был тестем знаменитого художника эпохи Возрождения Михкеля Зиттова (1469–1525).

С 1516 г. новым владельцем становится ратман Юрген Баде, который выдал свою дочь замуж за представителя семьи фон Ноттбек.

Любопытно, что после смены владельца в 1524 году в упоминании о доме говорится о «свободном проходе с улицы Пикк на улицу Лай». Длинные вытянутые дворы, больше похожие на переулки, которые называли Gäschen (улочка), часто имели выход на параллельную улицу, и если владелец участка не возражал, то его использовали как проходной двор.

Также упоминается, что в 1524 году строения по улице Лай уже занимали отдельный участок.

Реваль. Гравюра Адама Олеариуса, 1647 г.

В XVI–XVII веках владельцами дома были важные персоны – члены Братства Черноголовых, ратманы.

В первой половине XVIII века дом принадлежал таможенному ревизору Вилькену, исполняющему свои обязанности в порту.

С 1756 года домом владеет сын пастора из Кяйна – купец Отто-Самуэль Тундер. А с 1783 г. по завещанию дом переходит его сыну Карлу-Самуэлю Тундеру, который женился на дочери последнего владельца Вилькена. Сам Тундер был городским ратманом с 1800 по 1811 годы, и до 1862 года дом принадлежит семейству Тундеров. Современный облик здание приобрело, вероятно, именно в то время, когда им владела семья Тундеров, т. е. во второй половине XVIII века. Дом был перестроен до неузнаваемости, что не позволяет предположить, что он является памятником средневекового зодчества. Возможно, здание было перестроено уже в конце XVII века, но, к сожалению, точно утверждать это пока не представляется возможным, так как не сохранилось никаких документов. Поскольку в доме не проводились основательные реставрационные работы, а его владельцы ограничивались лишь ремонтом, то невозможно точно назвать время перестройки средневекового здания в дом Нового времени.

Особенность дома Нового времени заключается в количестве этажей и комнат. Сегодня здание имеет три этажа, в то время как классический средневековый жилой дом – это жилые комнаты на первом этаже и склады – на верхних. В XVII веке в Таллинне начинают активно приспосабливать верхние этажи под жильё. То, что одна большая перестройка произошла в конце XVII века или начале XVIII века, мы можем предположить по сохранившимся настенным росписям.

Было обнаружено два слоя росписей на балках и в овальной форме балочного перекрытия в одном из помещений второго этажа. Изогнутый фронтон здания, своей формой напоминающий горлышко бутылки или так называемый «колокол», который является типичным для архитектуры Голландии конца XVII века.


Пикк 29a, фронтон, 1980-е гг. (Эстонский музей Архитектуры)

Подобный фронтон, свидетельствуя об эпохе барокко, является редким украшением зданий в Таллинне, что также многое говорит о владельце дома, о его достатке и вкусе.


На XVIII век приходится время, когда балтийские провинции, в том числе и Ревель, начали восстанавливаться от последствий Северной войны. С 70-х годов XVIII века начинается строительный бум, который в первую очередь, коснулся дворянства. В Верхнем городе перестраиваются городские особняки, в провинции – усадьбы, но этот подъем затронул также и ревельских бюргеров, хотя они уже и не были столь зажиточными, как в прежние времена. В Нижнем городе крупные новостройки не возводились, а велись в основном работы по перестройке старых зданий и их приспособлению к новым вкусам. В погоне за модой средневековые и прочие здания «переодеваются» в соответствии с новым стилем.

Современный фасад дома Ноттбека получает, вероятно, во второй половине XVIII века. Возможно, что уже тогда здание было перестроено в доходный дом с четырьмя квартирами, о чем можно судить по частично сохранившимся кожуховым трубам, обозначающим место кухонь.

Облик здания предельно лаконичен. Узкий фасад трёхэтажного полностью перестроенного средневекового дома переносит нас в реальность конца XVIII века. Сохранены основные элементы фасада – в стене симметрично пробито по три окна на каждый этаж характерной для того времени формы и ритма. Минимальными средствами был передан облик фасада, созвучный эпохе в формах бюргерского классицизма. Первый, цокольный этаж имеет рустованную поверхность, два других объединены плоскими лопатками. Помещения цокольного этажа были приспособлены под магазины с отдельным входом, причем, входная дверь конца XVIII века сохранилась до нашего времени. Сохранились так же витринные окна, первоначальный облик которых появляется в конце XIX века. На втором этаже располагался бельэтаж, где находилась квартира владельца дома. Боковая лестница вела на верхние этажи. На третьем этаже была устроена квартира, сдававшаяся в аренду. Для этой цели был срезан готический щипец здания, завершающийся с тех пор фронтоном в стиле голландского барокко в форме «бутылочное горло» или «колокол», который стал наиболее ярким декоративным элементом фасада. Об архитектурном оформлении фасада можно сказать, что он выполнен в стиле раннего или бюргерского классицизма. Этот стиль отличался типичным региональным архитектурным акцентом, характерным для германских государств, который назывался Цопфштиль или Zopfstill (архитектура косичек или фестонов от латинского festo – праздничная гирлянда – декоративный элемент в архитектуре). Он изображается в виде гирлянды, перевязанной лентами. Именно такая гирлянда эффектно украшает фронтон здания.

Чертеж фасадов домов по ул. Пикк, 1825 г.

Сложно определить авторство преобразований. Известно, что в это время в Ревеле работал архитектор Иоганн Шульц, составивший проект здания губернского правления в Ревеле, планируемого к постройке для наместника принца Гольштейн-Бекского. Проект был утверждён императрицей Екатериной II (1767), и Шульц, переехав в Ревель, руководил осуществлением проекта, а также выполнял работу губернского архитектора и архитектора при императорском дворце Екатериненталь. Вполне возможно, что именно по его чертежам и перестраивался дом Ноттбека.

До середины XIX века перестройка средневекового города шла сравнительно медленно, о чём говорят относящиеся к 1825 году чертежи фасадов всех зданий Старого города. Кстати, первое изображение дома Ноттбека можно увидеть именно в этих чертежах, выполненных Ревельской инженерной командой. К сожалению, более ранних графических материалов нет.

Хелена фон Ноттбек (архив GENI)

Очередной строительный бум приходится на конец XIX века. В 1885 году регистрируется новый собственник дома – Хелене фон Ноттбек, урождённая баронесса Жирар де Сукантон. Семейство фон Ноттбек владело зданием, а также соседним участком по адресу ул. Пикк, 29 (в 1879 г. владелец Эуген фон Ноттбек). После смерти мужа баронессы в 1900 г. эти два участка были объединены в одну недвижимость, и в следующем году всё имущество было оформлено на имя жены.

В 1902 г. капитально перестраиваются помещения в доме, по этой причине внутренние интерьеры не представляют художественной ценности.


Антс Лайкмаа

В январе 1903 г. в газете «Teataja» вышло объявление о том, что художник Антс Лайкмаа «открывает курсы рисования и живописи». Квартира в доме Ноттбека состояла из 3 комнат: столовой, спальни и школы-ателье «в сводчатом зале с четырьмя большими окнами». Для художника и его 20 учеников помещение было тесновато, поэтому Лайкмаа был вынужден снимать дополнительные помещения в доме Беренса по соседству, но бегать между двумя домами было не очень удобно. Школа-ателье располагалась в доме Ноттбека недолго, с весны 1903 по осень 1904 года. С этого времени школа-ателье располагается в районе Каламая, в доме Котке на улице Нийне, где в его распоряжении уже было три помещения для ателье, а также жилые комнаты.

Объявление, 1903 г. (Teataja)

Тем не менее, этот факт делает дом достопримечательным, поскольку деятельность Лайкмаа стала революцией в искусстве Эстонии, а его школа – первой эстонской художественной школой в контексте девиза «искусство для всех».

До отъезда балтийских немцев по призыву Гитлера в Германию в 1939 году семейство фон Ноттбек само проживало в доме по адресу Пикк, 29, а дом 29а перестроили в доходный дом.


Что же касается владельцев дома, то хочется отметить последних и, пожалуй, самых прославленных, а именно, семью фон Ноттбек.

Йоганн Эуген Александер фон Ноттбек, предки которого прибыли в Ревель в середине XVII столетия с территории современной Германии, происходит из рода фон Ноттбеков из Мюнстера, в Вестфалии. В 1625 году купец Беренд перебрался из Любека в Ревель и был принят в число ревельских бюргеров. Тогда же он стал членом Большой гильдии. Его сын Клаус, владелец мыз Муддис (Моэ) и Тамсаль (Тамсалу), стал олдерманом Большой гильдии. Внук последнего, Клаус Иоганн, был ратманом в Ревеле в 1726 году. Дела у семьи шли неплохо – она приобрела недвижимость в самом центре, на улице Пикк. Её члены влились в узкий круг городского патрициата, объединявшего элиту местных купцов, а жёны семьи Ноттбеков были представительницами известных ревельских фамилий.

Эуген фон Ноттбек (архив GENI)

Семья фон Ноттбек к середине XVIII века относилась к городской социальной прослойке Ratsherr (ратманов), более высокий статус в купеческом городе был только у патрициев.
Когда семья приобрела фамильный герб и получила приставку «фон», доподлинно не известно, однако если учесть, что отец прибывшего в Ревель Беренда Ноттбека был прокуратором епископа Мюнстера, которому поручалось вести финансовые дела епископства, то вполне возможно, что они были дворянами.

Хотелось бы отметить, что из Эстляндской линии семьи фон Ноттбек в члены Эстляндского рыцарства были имматрикулированы только Бертольд Эдуард Иоганн, владелец мызы «Карроль» (принят в Эстляндское рыцарство 11 марта 1909 года), и его брат – Виктор Клаус Иоганн, владелец мызы «Иллук» (25 июня 1912 года).

Йоганн Эуген Александер фон Ноттбек – советник, юрист и историк, был вице-президентом Эстляндского литературного общества в 1891–1900 гг. В 1872 году он женился на Хелене, баронессе Жирар де Сукантон, в браке с которой у него родились пятеро детей, из них два сына – будущие члены Эстляндского рыцарства. Большой энтузиаст охраны памятников архитектуры Эуген фон Ноттбек настоял на создании комиссии по охране этих памятников при городской думе. К сожалению, деятельность комиссии покрыта пылью забвения, однако нет сомнений, что благодаря ее настойчивости удалось приостановить снос городских стен и башен, а также бездумную перестройку старых домов.

Эуген фон Ноттбек. Справочник “Исторические и художественные памятники города Реваля”

Использовано:

• Siegel aus dem Revaler Rathsarchiv nebst Sammlung von Wappen der Revaler Rathsfamilien. Lübeck, 1880

• Die Alte Criminalchronik Revals. Reval, 1884

• Der alte Immobilienbesitz Revals. Reval, 1884

https://www.geni.com/