Автор: Лииз Пяхлапуу, искусствовед
Перевод: Эвелина Ведом, искусствовед
Из Хаапсалу в Таллинн
По окончании учебы в Германии и возвращении на родину, Антс Лайкмаа, полный свежих впечатлений от Всемирной выставки, прошедшей в 1900 году в Париже, отправился в родные места − в Ляэнемаа, и поселился в Хаапсалу. Уже несколько лет Лайкмаа был свободным художником, отстранившимся от академического обучения, и в Хаапсалу его творческий путь стал развиваться в направлении портретной живописи.
Интенсивный зимний период работы 1902 − 1903 годов завершило созданное Лайкмаа произведение «Девица из Ляэнемаа» − портрет Мари Руут, проживавашей в то время в волости Тууди, в приходе Лихула. Эта и другие его работы, выполненные пастелью, в числе которых его собственный автопортрет и портрет его родственницы из Хаапсалу – Тутти Шлафф, украсили витрину художественного магазина Стейнфелса, на улице Куллассепа, где проходила выставка, которой Лайкмаа отметил свой переезд в Таллинн.
Решение о переезде в столицу Лайкмаа принял весной 1903 года: вероятно, причиной тому послужили приевшаяся художнику упорядоченность жизни маленького городка и, в большей степени – суета надоедливых родственников. Лайкмаа хотелось развиваться дальше, и не только творчески. На переезд в Таллинн повлияла деятельность компании друзей, появившейся еще в гимназии в Пярну, а также поддержка немецких друзей, которой Лайкмаа заручился на прошедшей в 1901 году выставке (1).
Благодаря активности Лайкмаа и широким связям в сфере культуры, а также впечатлениям, полученным от поездок по Европе, художник стал острее воспринимать скудность местной художественной жизни и фактически отсутствующие возможности обучения искусству (2). Лайкмаа, разумеется, интересовался молодежью и исходящим от них энтузиазмом. Он внимательно присматривался к юному поколению и к скрытому в молодых людях потенциалу, который ждал своего применения.
Лайкмаа решил открыть в Таллинне художественный курс, который, в итоге, перерос в школу-ателье под его руководством, действовавшую в различных местах Таллинна вплоть до 1932 года. Значение основанной Лайкмаа школы-ателье трудно переоценить: эта художественная студия, основанная на принципах свободы и демократии, предоставила молодежи с различным уровнем достатка возможность изучения искусства, и создала предпосылки для возникновения целого поколения первых эстонских художников.
Призыв к открытию художественных курсов впервые появляется в газете «Teataja» в январе 1903 года, и впоследствии – еще несколько раз в течение года, а кроме того – в обеих газетах на немецком языке «Revalsche Zeitung» и «Revaler Beobachter».
Помещения, найденные для проведения занятий, по адресу ул. Пикк 29а, сам Лайкмаа описал так: «В Таллинне я получил квартиру на улице Пикк, в доме фон Ноттбека (наискось через дорогу от клуба Черноголовых). В квартире имелся зал со сводами и четыре больших окна, помещение прекрасно подошло для ателье» (3).
(Национальный архив Эстонии)
Ателье разместилось на втором этаже дома Э. фон Ноттбека: рядом с большим помещением ателье располагалась и комната самого Лайкмаа, окна которой выходили во внутренний двор.
Курсы, объявленные изначально двухмесячными, собрали 20 учеников разных национальностей (из них 12 эстонцев, 7 немцев и один русский). Уже в течение этого краткого периода стало ясно, что необходима постоянная школа-ателье, и осенью того же года Лайкмаа продлил обучение именно в таком формате, исходя из индивидуальных потребностей учащихся, не устанавливая при этом никаких временных рамок (4). Финансовые ограничения по пребыванию в школе фактически отсутствовали: несмотря на то, что в школе была учреждена оплата за обучение, Лайкмаа позволял талантливым ученикам учиться бесплатно.
С самого открытия ученики школы-ателье Лайкмаа были очень разными. К нему приходили молодые люди различного происхождения. Можно предположить, что при формировании столь разношерстного общества свою роль сыграли интересовавшиеся искусством барышни из прибалтийских немцев, которые составили финансово состоятельный контингент для успешной работы школы: «В объявленных мною курсах ученики приняли активное участие, и все предприятие поддерживалось 4 – 5 таллиннскими немецкими художницами, которые пожелали несколько раз в неделю получать от меня замечания по их работам (барышни Вальтер, Вайсс, Лютер, Баггохуфвуд и др.)» (5).
В составленном Лайкмаа списке учеников среди начавших обучение в 1903 году отмечены: Бенита фон Баггехуфвуд (Багго), Юлиус Берсман, Вольдемар фон Диттмар, Грегори, Вера Груэнер, Ирма Юргенс, Александер Юргенсон, Артур Каль, Адольф Лауберг, Хильб Ленер, Магда Лютер, Ханс Мартна, Люси Мартна, Людвиг Оскар, Эмм(а)и Пылентик, Йох. Рийман, Николай Сильд, Густаф граф Штакельберг, Тимотеус, Йос. Тооп, Кар(ед) Треуман, Теодор Уусман (Усисоо), Лилли Вальтер, Эбба Вайсс, Нина фон Войт (6).
Разумеется, в списках курсов 1903 года значился и Александер Ууритс – один из талантливейших учеников в истории школы Лайкмаа: «Среди первых же поступивших на курс учеников обнаружились выдающиеся таланты, такие, как, например, невысокий блондин Александер Ууритс, учившийся в то время в городской школе, которого мы называли «принц» (7).
В первые годы к Лайкмаа попали художники, ставшие впоследствии ключевыми фигурами эстонского искусства, такие, как Пауль Бурман (с 1905 г.), Йоханнес Греэнберг (с 1904 г.), Николай Трийк (с 1905 г.), Александер Тасса (с 1905 г.) и, конечно, Оскар Каллис (с 1907 г.), − невероятно талантливый и чувствительный, трагически рано ушедший из жизни, с которым у Лайкмаа сложились особенно близкие отношения.
К 1903 году относится фотография студийного урока в ателье на улице Пикк, где Лайкмаа руководит учениками, занимающимися своими рисунками. Как видно по фотографии, ученики Ууритс и Вера Груэнер нарисовали так называемые «гипсовые головы» в академически точной и безликой манере.
Очевидно, на фото, сделанном на том же занятии, у окна можно заметить, что в качестве учебного материала Лайкмаа демонстрирует своим ученикам недавно созданную в технике пастели работу «Девица из Ляэнемаа» (1903) и несколько ранее созданный портрет своей племянницы Альмы (1902) . Эти хрупкие и привлекательные работы выполнены в совершенно ином ключе, изображая человека в его непосредственной живости.
В дальнейшем Лайкмаа выберет именно это четкое направление – свободный скетч живой модели. Можно только представить, сколько свежести и живости внес в царящую в ателье атмосферу такой новаторский подход к обучению.
Лайкмаа приглашал позировать в ателье множество стариков с интересными чертами лица, он мог договориться и с моделями, позировавшими обнаженными: «Сначала мы работали так, как это было принято в то время в академиях – по гипсовым скульптурам и слепкам, но поскольку я этот метод возненавидел еще в Дюссельдорфе, то вскоре перешел на работу с живыми моделями /…/ Поначалу было трудно заполучить живых моделей, их было много среди стариков (таллиннские дома престарелых и стали для меня, с течением времени, поставщиками моделей) /…/ Первой обнаженной моделью стал 15-летний мальчик, но, поскольку он должен был стоять и перед барышнями, то расплакался и сбежал; договориться мы смогли лишь со вторым, 17-летним юношей, который делал это «ради искусства» и испытывая при том страх перед моим «громким лицом», как он это называл» (8).
Более всего Лайкмаа старался внушить ученикам глубокую необходимость наблюдения за природой и развить в них умение замечать то, что остается невидимым для обычного глаза. В рисовании он ценил умение передать целостное впечатление, а также обобщать и подчеркивать самые естественные черты. С самого начала Лайкмаа прививал ученикам навык быстрого скетча.
В отличие от академического обучения, Лайкмаа поручал ученикам в качестве первого задания, нарисовать череп, чтобы развить восприятие пространства и понять структуру человеческой головы. Он считал важным непосредственный контакт молодежи с природой. Лайкмаа был первым в Эстонии, кто ввел в своей школе-ателье занятия по рисованию с обнаженных моделей (9).
Количество учеников стремительно росло, и вскоре первое место размещения ателье в доме Ноттбека стало тесным. Лайкмаа стал арендовать на той же улице и другую квартиру, в доме Йоханна Беренса (ул. Пикк 51), где многие, приехавшие издалека, студенты могли также и проживать.
Продолжение следует…
Источники:
(1) А. Вага. Антс Лайкмаа. «Varamu» 1938, 8, 945-966 стр. 958
(2) В начале ХХ века существовали лишь курсы рисования Общества немецких ремесленников в Тарту, под руководством художника прибалтийско-немецкого происхождения, Рудольфа фон цур Мюлена. В 1901 году, в Пайде, открылась вечерняя школа рисования Альберта Томсона (Антс Лайкмаа и его школа-ателье 1903 – 1932. Составитель: Тийу Тальвисту. Тартуский художественный музей, 1996, стр. 5).
(3) А. Лайкмаа (Лайпманн). Воспоминания о начале века. «Nädal Pildis», 1936, №. 3, 56—58, стр. 56
(4) А. Вага. Антс Лайкмаа… стр. 958
(5) А. Лайкмаа (Лайпманн). Воспоминания…, стр. 56. Упомянутые здесь барышни Лилли Вальтер, Эбба Вайсс, Магда Лютер и Бенита фон Баггехуфвуд обучались искусству и ранее, и желали получить лишь коррекцию своих работ у Лайкмаа.
(6) Список учеников школы-ателье Антса Лайкмаа. Антс Лайкмаа и его школа-ателье… стр. 21-26
(7) А. Лайкмаа (Лайпманн). Воспоминания…, стр. 56
(8) Там же
(9) М. Лумисте. О педагогической деятельности Антса Лайкмаа. «Kunst» 1966, 1, 28-32, стр. 29