Ревельские гастроли Федора Шаляпина

Автор: Юлия Воинова, руководитель проектов.

Федор Иванович Шаляпин был в Ревеле (Таллине) 2 раза – с гастролями весной 1920 г. и во время поездки по Прибалтике в 1935 г. Первая поездка состоялась в трудный для певца период – борьба за имущество Мариинского театра и начавшийся «красный террор» подталкивали его к мыслям об эмиграции. «Рано или поздно, но он от нас удерет», – прокомментировал сложившуюся ситуацию нарком просвещения Луначарский. Исследователи предполагают, что Ревельские и Рижские гастроли были для Шаляпина пробным выездом перед окончательным решением покинуть свою родину. Ему нужно было знать, как будут принимать «Народного артиста» в европейских странах.

Отношение к Шаляпину как в Советской Республике, так и в бывших Остзейских губерниях, ставших независимыми государствами, было неоднозначным. За год до гастролей в еженедельной газете Новая Россия появляется заметка «Хамелеоны», в которой автор Л. Павлович обвиняет певца в продажности, лжи и постоянных «перевоплощениях» в угоду власть имущим: «Эх. Феодор Иванович, какой-то Вы выкинете «трюк», если место Ваших коммунистических господ займет, не дай Бог, Белый Генерал на белом коне? Какое вы еще переживете перевоплощение?» (НОВАЯ РОССIЯ, Ревель 1 авг. 1919 г.)

Слухи о прибытии Шаляпина в Ревель стали появляться весной 1920 г. Отношение к певцу нельзя назвать восторженным – одни попрекали его за почести в Императорском театре, другие не могли простить звания «Народного артиста Республики». Местные газеты Päewaleht и Wabamaa обсуждали размер гонорара, сроки гастролей, сопровождающих артиста персон и тому подобные детали.

Шаляпин прибыл в Ревель 9 мая 1920 г., на день позже предполагаемой даты, и пробыл в столице Эстонии примерно неделю. Он стал первым советским артистом, которому было разрешено выступать в Национальном оперном театре. Известно, что руководство театра было против концерта и изменило решение только в расчете на солидный доход. В газетной полемике представитель театра оправдывается тем, что концерты Шаляпина позволят залатать дыры в годовом бюджете. Тем не менее, ему удалось закончить свое выступление достаточно патетично: «Искусство не знает границ, национальностей и политики!». Некоторые газеты не стесняясь назвали певца шарлатаном, поблекшим позолоченным идолом и чужаком. «Мало ему советских гонораров, теперь приехал грабить доверчивый народ в нашей Республике», – сокрушалась местная немецкая газета Revaler Bote.

Материалы местной прессы позволяют восстановить хронологию событий 1920 г. Прибытие Шаляпина и концерты были освещены газетами Päewaleht на эстонском и Свободная Россия на русском языке:

9 мая – Приезд Ф. И. Шаляпина в Таллинн.

10 мая – Первый концерт Ф. И. Шаляпина в концертном зале «Эстония». Выступление длилось 4 ч.

12 мая – Второй концерт Ф. И. Шаляпина в концертном зале «Эстония».

14 мая – Третий концерт Ф. И. Шаляпина в концертном зале «Эстония». Ему аккомпанирует Вольф-Израэль.

Таким образом, вместо двух запланированных, в Ревеле состоялось 3 концерта Федора Шаляпина. Несмотря на недоброжелательные выпады в прессе, концерты прошли при полном аншлаге. Особенно успешным был признан последний концерт – зал аплодировал, не скрывая эмоций, а на сцену несли цветы. Среди присутствующих на концерте высокопоставленных чиновников упоминаются министр иностранных дел Эстонской Республики господин Адо Бирк и послы Советской России. На следующий день в честь Шаляпина был дан званый ужин в закрытом клубе. Устроить открытый прием «Первому Народному артисту» правительственные чиновники побоялись.

Фото братьев Парикас: Ф. Шаляпин 1913-1921 гг. (Музей фотографии, TLM)

После концертов в Ревеле и Риге Шаляпину стали приходить телеграфные приглашения петь в Европе, Америке, Китае, Японии, Австралии. 

Ревельские гастроли подали певцу надежду на успешные выступления за границей. После Рижских гастролей Шаляпин утвердился в планах сбежать от большевизма и покинуть «Советы». Он навсегда уехал из России в июне 1922 г.

Но Шаляпин еще вернется в Таллин в 1935 г. Это была его последняя поездка в этот город, уже без концерта. По словам сопровождающего, ему так понравилась местные виды, что он собирался купить здесь поместье возле реки: «Попою еще пару лет и приеду в Эстонию жить».

В 1930-е годы имя Шаляпина в Эстонии становится символичным. Для проживающих здесь русских это была возможность сохранять память о «своей культуре». Под музыку Шаляпина проходили встречи в Русском клубе, кинотеатры демонстрировали музыкальные фильмы с его участием. Пресса, будто извиняясь за первый нерадушный прием, отдает должное таланту великого артиста. После смерти мировой знаменитости печорская газета Путь жизни публикует очерк Николая Роминского-Донец: «А Шаляпины рождаются раз в сотни лет! — Или в тысячи? … Я искал в истории музыки и в истории театра другой пример и … не нашел. Мне кажется, что такого примера вообще не было. Но если так, то Шаляпин единственный, певец и артист без примера! — Хорошо, что он жил во времена фотографии, во времена граммофона и радио. Хорошо, потому что осталась возможность сравнивать его. Мы сравниваем и находим, что равного ему нет» (Путь жизни, Петсери 9 июня 1938 г.)


Реклама: в кинотеатре «Гелиос» (Виру, 4) состоится премьера музыкального фильма «Дон-Кихот» с Ф. Шаляпиным в главной роли (Вести Дня, 3.03 1933 г.)

Использовано:

  1. Хроника русской культурной и общественной жизни в Эстонии (1918–1940). Материалы к истории Русского Зарубежья. В 2-х т. 2016 г.
  2. Дигитальные архивы: dea.digar.ee, galerii.kirmus.ee, arhiiv.err.ee, muis.ee